• +7 (47361) 2-19-06
Бутурлиновка, 9 Января ул, 46
Музейная неделя
14 Мая 2020 в 13:44

Здравствуйте!

 

Вас приветствует Бутурлиновский народный краеведческий музей.

Дорогие друзья, сейчас в России и во всем мире проходит 7-я Музейная неделя при поддержке ЮНЕСКО и EuropaNostra. Тема акции этого года «Единение»

Вы можете поддержать Музейную неделю.

 

  • Сегодня, 14 мая – тема этого дня - #МузейныеМгновенияMW.  Вы просто поделитесь на нашей странице воспоминаниями о посещении Бутурлиновского народного краеведческого музея.
  • 15 мая — #КлиматMW. В этот день мы с вами можем поделиться своим взглядом на климатические изменения и связанные с ними вызовы и проблемы;
  • 16 мая — #ТехнологииMW. Посвятите посты технологиям и их вкладу в развитие учреждений;

17 мая — #МечтыMW. Завершится Музейная неделя темой мечты. Все красивые проекты начинаются с этого и для построения будущего потребуются мечты. Мы рады будем узнать каким вы мечтаете увидеть наш музей.

 

      Вы, конечно, знакомы с историей создания нашего музея, но сегодня мы откроем ещё одну страничку, поговорим о первых владельцах здания, в котором располагается музей. И познакомимся с историей семьи Маслюковых, которым и принадлежало здание по улице Панской (9 Января)

46.

Николай Алексеевич Маслюков, родился в Бутурлиновке в 1870 году в бедной семье. У его родителей не было даже средств на учебу сына. Помог один местный священник. Зная природный ум мальчика, его прекрасную память и любовь к математике, он оказал материальную помощь, чтобы тот окончил церковно-приходскую школу.

Повзрослев, Николай Алексеевич женился на девушке из состоятельного семейства Дыблиных. Приданое было настолько богато, что этих средств хватило на то, чтобы построить прекрасный дом на улице Панская (ныне 9 Января).

Как человек сметливый и предприимчивый, Николай Алексеевич завел свое дело. Вскоре его узнали в слободе как видного лесоторговца.
Лес - кругляк по железной дороге поступал в Бутурлиновку на станцию, отсюда его на лошадях возили на подворье Маслюкова. Здесь лес распиливали и сушили. Были у Николая Алексеевича, конечно, и наемные работники, не более десяти человек. Они занимались перевозкой леса и его обработкой. Много работал и сам хозяин. Дело у Николая Алексеевича шло хорошо. Продукция пользовалась большим спросом, тем более что хозяин строго следил за качеством. Накапливался капитал. В 1916 году у Маслюковых родился сын Николай.

            Вскоре грянула Октябрьская революция, а потом и связанные с ней разные события в жизни страны и судьбах людей. Богатые, зажиточные семьи стали именовать кулаками, эксплуататорами, а то и врагами народа. Под каток сталинских репрессий попал и Николай Алексеевич Маслюков. У семьи конфисковали большой новый дом, в котором и пожить долго не пришлось, два сарая, лесопильню, телеги, лошадей. Самого Николая Алексеевича сослали в лагерь Архангельской области на лесоповал. К этому времени у него от туберкулеза умерла первая жена. Он женился на Ольге Владимировне, 1892 года рождения, которая жила на улице Широкая в Бутурлиновке (ныне улица Ленина). Ее родители были башмачниками. В 1926 году у них появился сын Владимир. Оставшись без кормильца, с клеймом репрессированных, Ольга Владимировна уехала с двумя детьми в Ростов к родственникам. Жили тут холодно и голодно. Беспросветная нужда преследовала их на каждом шагу. Помощи ждать было неоткуда. Но вскоре, главу семейства, как безнадежно больного и негодного для лесоповала, выпустили из лагеря. Николай Алексеевич нашел свою семью в Ростове и увез на Ставрополье, где жил его брат. Вскоре Николай Алексеевич умер. Это было в 1936 году. Ольга Владимировна с детьми уехала в Воронеж, где купила маленькую комнатушку. Старший сын Николай в 1937 году поступил учиться в Батайское летное училище, потому что с самого детства мечтал научиться летать. В этой же школе он становится летчиком - инструктором. Великая Отечественная война застала Николая в Белоруссии.

       С первых дней Великой Отечественной войны Маслюков Николай на фронте. Днем и ночью летает в тыл врага, вывозит раненых, ведет разведку, доставляет грузы партизанским отрядам. Летал он на всю глубину вражеского тыла, применяя свою особую тактику пилотирования

В конце 1942 года Николай Николаевич начал летать на самолете ЛИ – 2 вторым пилотом, а через месяц – командиром корабля. (Ли-2 советский поршневой пассажирский и военно транспортный самолёт времён второй мировой войны. В годы ВОв широко применялся для транспортно-пассажирских перевозок по всей стране и за её пределами, для полётов за линию фронта к партизанам и диверсионным группам, для выброски парашютных десантов в тылу противника, также широко использовался в качестве ночного бомбардировщика.)

            За боевые полеты он был награжден орденом Красной Звезды. Николай Николаевич - инициатор полетов в тыл врага на малых высотах.

            В июне 1943 года нашего земляка наградили орденом Красного Знамени.

           Николай Николаевич Маслюков блестяще провел операцию по вывозке из вражеского тыла экипажей Ф.Г. Радугина и Г.А. Таран. За это его наградили орденом Красной Звезды.

             В 1944 году еще два ордена Красного Знамени украсили грудь Н.Н. Маслюкова.

Много сложных и ответственных полетов довелось совершить опытному пилоту в Болгарию, Польшу, Чехословакию, другие страны, выполняя боевые приказы командования. За время Великой Отечественной войны Николай Николаевич Маслюков совершил 268 боевых вылетов, из них 110 - в глубокий тыл врага и 60 - с посадкой за линией фронта, он награжден девятью орденами, в том числе орденами «Партизан Великой Отечественной войны» 1 и 2 степени, многими медалями и Почетными грамотами. Он - заслуженный пилот СССР (1968) 

Николай Николаевич и в мирное время проявил себя с лучшей стороны и как большой профессионал, и как патриот своей Родины. С 1962 года наш земляк работал старшим пилотом-инспектором в Московском транспортном авиационном управлении, потом заместителем начальника этого управления. Николаю Николаевичу поручали выполнять самые важные и ответственные задания. Например, он проводил эксплуатационные испытания новых самолетов, среди которых был ТУ -134, обучил летному делу огромное количество специалистов. Его воспитанником был и министр гражданской авиации СССР Б. П. Бугаев.

       О высоком мастерстве нашего земляка говорит и такой факт, что его экипаж принимал участие в Воздушном параде в Домодедово, посвященном 50-летию Октябрьской революции. Такой великой чести удостаивались лучшие из лучших. И еще один примечательный факт более раннего послевоенного периода трудовой биографии земляка. Одно время Николай Николаевич был личным пилотом министра обороны, маршала Советского Союза Н. А. Булганина. С ним он в качестве пилота летал во многие страны мира. Перед тем, как приняли его на работу, Николай Николаевич, как человек честный, откровенно признался министру, что он - сын репрессированного отца, при этом земляк сильно волновался, как тот посмотрит на это. Булганин на удивление спокойно отреагировал на такое признание.

- Меня это не интересует, - сказал он. - Главное, чтобы ты хорошо знал свое дело.

Николай Николаевич Маслюков скончался 17 июля 1994 года. Похоронен в Москве, где прожил долгие годы. Дело нашего славного земляка продолжают его многочисленные ученики, которым он дал крылья для полета.


  Сына  Владимира и его маму Ольгу Владимировну Великая Отечественная война застала в Воронеже. Не раз попадали под бомбежку. Однажды бомба разорвалась прямо у их дома, и Владимир получил осколочное ранение в ногу. Он оказался в лапах фашистов. Вместе с другими воронежцами его отправили на работу в Германию. Здесь он оказался в концлагере. С самого начала пребывания тут его не покидала мысль о побеге. Однажды вместе с одним поляком Владимиру удалось бежать.

У самой линии фронта Владимир оказался в руках советского «Смерша». Долго и скрупулезно проверяли его, не шпион ли он. После проверки Владимира отправили в действующие войска. В качестве минометчика Владимир Николае­вич Маслюков прошел суровыми дорогами войны. Долгожданную победу он встретил в Праге.

              После войны Владимир Николаевич успешно окончил Рижский политехнический институт и стал специалистом по радиотехнике. Он любил свою профессию, постоянно интересовался новинками, разбирался в тонкостях радиотехники. Работая на одном из Рижских радиозаводов, считался высококлассным инженером. Поэтому не случайно, когда потребовались опытные специалисты в Москву, в Кремлевский ГОН (гараж особого назначения), выбор пал на Владимира Николаевича Маслюкова. Задача здесь заключалась в том, чтобы оборудовать правительственные автомобили радиоаппара­турой, следить за ее эксплуатацией. Бывало, высокопоставленные деятели государства приглашали Владимира Николаевича домой, чтобы отремонтировать различную радиотехнику. Таким образом, ему довелось побывать на квартирах Н. С. Хрущева, А. И. Микояна, маршала Р. Я. Малиновского, министра электростанций и многих других государственных деятелей. Хорошие деловые отношения на этой почве завязались у него с дочерью Сталина Светланой.

 

         Владимир Николаевич Маслюков уйдя на пенсию, не стал сидеть сложа руки. В качестве переводчика (он свободно владеет немецким) в составе студенческих туристических групп объехал чуть не всю Европу.

Вместе со своей женой они вырастили и вос­питали сына и дочь. У них растут внуки. В отличие от их деда они прекрасно владеют латышским языком. Ведь это их родина.

В 1997 году Владимир Николаевич, который с семьей жил в Риге, приезжал в Бутурлиновку, ходил по залам краеведческого музея и его глаза влажнели от трогательных воспоминаний прошлого.  Провожал его на автостанцию А.Т. Докучаев.

Сложная судьба семьи Маслюковых. Красивая, яркая история жизни братьев Маслюковых, настоящих патриотов своей родины.

 

В статье использованы документы из фондов музея, материалы из сборника А.Т. Докучаева «Земляки».

 

 

Директор МКУК «Бутурлиновский НКМ» Вера Сачивко