Музейный час "Хорошая работа два века живёт"

3 марта в Бутурлиновском народном краеведческом музее на музейном часе "Хорошая работа два века живёт" школьники познакомились с ремёслами родного края.

В середине XIX века по численности населения Бутурлиновка вышла на второе место после губернского города Воронежа. По ревизии 1857 года в сл. Бутурлиновке насчитывалось 2923 двора, общее количество жителей составляло 21747 человек. После выхода из крепостной неволи, среди бутурлиновцев начинается быстрый процесс социального расслоения и зарождения капиталистических отношений. Активизируется развитие товарно-денежных отношений, которое вовлекает в свою орбиту значительную часть крестьянских хозяйств.

Начиная с середины XIX в., производительные силы, особенно в области промышленности, сделали значительный шаг вперед в своем развитии. Несомненно, что уничтожение крепостных пут явилось одной из причин быстрого экономического подъема Бутурлиновки.

Земледелие оставалось по-прежнему одной из основных статей экономической жизни слободы, но ремесла и промыслы, а позже фабрично-заводская промышленность занимают ведущие позиции в Бутурлиновке. Как и в период крепостничества, бутурлиновцы продолжают поставлять на рынок холст и полотно, грубое сукно, обработанную кожу и овчину, гончарные и деревянные изделия. Но Бутурлиновка особо славилась шитьем сапог и хорошими кузнецами. Разделение труда, развитие внутреннего рынка, стремление обеспечить экономическую независимость слободы привели к интенсивному развитию кустарной промышленности и зачаткам фабрично-заводской промышленности.

К 60-м годам XIX в. слобода становится крупным центром в Воронежской губернии по переработке животноводческого сырья. Большие сенокосные угодья, Шипова корабельная роща площадью 11526 десятин давали возможность содержать много скота, но местного сырья для пошива сапог не хватало, поэтому приходилось привозить кожтовар из Саранска, Кузнецка и др. городов. До 50-х годов выделкой кож и овчин занимались вручную, а с 1856 г. начинает функционировать первый кожевенный завод. Сапоги, как правило, изготавливали кустарным способом до конца XIX в., этим ремеслом была занята подавляющая часть населения Бутурлиновки. Сапожный промысел имеет давнюю историю. Еще со времени основания слободы при переселении украинцы-малороссы принесли навыки сапожного ремесла в «край лапотников» а к 70-м годам XIX в. в слободе кустарей-сапожников насчитывалось до 5 тысяч. К концу XIX в. вырабатывалось до 800-900 тыс. пар в год, а с образованием в 1904 году артели сапожников шилось сапог до 1 млн. пар в год, на сумму 2-3 млн. руб. Большими партиями обувь шла для войск Российской империи. Самые крупные заказы военного интендантства выполнялись артелью. По производству обуви Бутурлиновка занимала второе место в России после Тверской губернии, недаром до 1917 г. на гербе Бутурлиновки было изображение сапога.

В 1850 году в Бутурлиновке уже функционировали 2 салотопни. Скот для убоя закупался в самой слободе и в Кубанской губернии. Для получения сала все мясные части животных и даже кости подвергались вытапливанию и выжиманию винтовыми прессами. Топление сала производилось обычно в октябре и ноябре, а в течение зимы оно отправлялось к местам реализации.

В 60-е годы XIX в. на берегу реки Осереди было построено крупное промышленное предприятие – спиртовой завод. Начиная с 1861 года, владельцами завода в разное время были Кистеневы, Шевцовы. Они имели много хорошей земли, где выращивали картофель, хлеб, которые шли на производство спирта ректификата. Склады готовой продукции были велики. В 9 банках, вместимостью 100 тонн каждая, хранился ректификат. На заводе работало 200 человек.

В 1871 году купец Шевцов строит крупнейший по тем временам маслобойный завод. Для выбивки масла использовался подсолнечник. Масло, которое из него получали, было признано самым удобным для крашения, по своим вкусовым качествам оно превосходило не только все постные масла низких сортов, но и маковое, и ореховое, а для потребителей было самым доступным. Бутурлиновские маслозаводы, были «наиболее производительными…, вырабатывалось масла на 1197209 руб.…».

Для строительства новых зданий, сооружений, слобода нуждалась в материале более прочном, чем дерево. В 70-е годы XIX в. строятся кирпичные заводы. К концу века их насчитывалось 4, самым крупным являлся завод, владельцем которого был Васильченко. Кирпич производили по особой технологии, с добавлением яиц и других смесей, что придавало ему прочность. Здания, построенные из этого кирпича, сохранились до наших дней.

В 90-е годы XIX в. в сл. Бутурлиновке открывается винокуренный завод, где было паровое производство. Водка выкуривалась из ржаного хлеба без всякой примеси. Первым владельцем завода был действительный статский советник Стрижевский, затем, в начале XX в., завод перешел в государственную монополию.


Продукция отправлялась в Воронеж, Ростов-на-Дону и другие города Российской империи.

Наша земля издавна принадлежала к хлеборобным местностям Российской империи, производила хлеб больше, чем требовалось для удовлетворения внутренних потребностей. Это обстоятельство позволило предприимчивым людям развернуть здесь мукомольное дело.

В 1837 году крестьянин Васильченко, скопив капитал, построил три ветряные мельницы, которые давали ему чистого дохода 1000 рублей в год, на следующий год были возведены ещё три водяные мельницы.

В 1896 году на средства купца Кащенко А.В. была построена первая паровая мельница, которая стала крупнейшей в Воронежской губернии. Затем строится крупозавод, а вскоре возводится ещё одна паровая мельница, владельцем которой был богач Климко.

К началу XX в. в слободе насчитывалось 86 ветряных мельниц, 35 вальцовых, паровая мельница Кащенко. На мельницах вырабатывалось много муки, которой ежегодно вывозилась на продажу до 100 тыс. пудов.

Кроме сапожного и кожевенного ремесла, Бутурлиновка славилась своими кузнецами. В 80-е годы XIX века здесь насчитывалось до 20 кузниц, перерабатывающих более 30 тысяч пудов железа ежегодно. Из него мастера выковывали сохи, бороны, плуги, другие орудия для обработки земли.

Широкое развитие в Бутурлиновке получило пчеловодство. Купцы, торговцы содержали пчельники. Так, по данным «Памятной книжки» (1916), «в Бутурлиновке было общество пчеловодов с 1910 года» и насчитывалось до 40 пасек, места летних стоянок сохранились и до наших дней. В Бутурлиновке хорошо было развито ткачество, вязание, шитье тулупов и шуб. Местные жители изготовляли ткани, сукна для себя и на продажу. Было много хороших жестянщиков, мастеров по изготовлению деревянных колодок, необходимых местным сапожникам для работы.

Как видно, бутурлиновцы были умельцы на все руки, но все же наиболее громкую славу имело кожевенное производство и не случайно В.И. Ленин, исследуя социально-экономическое состояние Воронежской губернии, упоминает Бутурлиновку как важный центр кожевенного производства.